муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №81"

г.Курск, ул.Серегина, дом 19а

 Советы логопеда

 

 

Материал на закрепление для индивидуальной работы с детьми группы № 11

Пальмина Лариса Викторовна, учитель - логопед

   Дикие животные наших лесов.

  Дикие животные – животные, не прирученные человеком.

 Родителям рекомендуется:

 - поговорить с ребенком о том, какие дикие звери живут в наших лесах;

 - вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище;

 - рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных;

 - в качестве экскурсии  посетить зоопарк.

1. Выучить названия диких животных:

 Травоядные – олень, лось.

 Хищники – лиса, волк, рысь.

 Всеядные – медведь, кабан, барсук, еж, енот.

 Грызуны – белка, бобр, мышь, заяц, суслик.

2. Назови семьи животных.

 Упражнение в словообразовании: родственные слова, притяжательные прилагательные. Барсук, барсучиха, барсучонок, барсучата – это барсучья семья.

 Лось, лосиха, лосенок

Олень, олениха, олененок

Лис, лиса, лисенок

Волк, волчица, волчонок

Медведь, медведица, медвежонок

Кабан, кабаниха, поросенок

Ёж, ежиха ежонок

Бобр, бобриха, бобренок

 3. Кто где живет?

 Волк – в логове

 Лиса – в норе

 Белка – в дупле

 Медведь – в берлоге

  4. «Какой, какая, какие?». Подбор прилагательных к существительному. Волк – серый, голодный, страшный, хищный, зубастый.

 5. «Один – много». Образование множественного числа существительных. Заяц, зайцы, много зайцев; зайчиха, зайчихи, много зайчих; зайчонок, зайчата, много зайчат.

 6.«Назови зверя». Образование слов  с ласкательным и увеличительным значением. Волк, волчишка, волчище. Заяц, зайчишка, зайчище.

 7. «Кто кем был?».  Употребление творительного падежа существительных.  Медведь был медвежонком.

 8. «Кто как голос подает?». Подбор глаголов единственного и множественного числа к существительному. Лиса тявкает – лисы тявкают.

 9. «Кто что любит?». Употребление винительного падежа существительных. Медведь любит мед, малину, рыбу.

 10. «Веселый счет». Согласование числительных 1, 3, 6 с существительными. Одна лисица, три лисицы, шесть лисиц; один лисенок, три лисенка, шесть лисят.

 11. «Чей? Чья? Чьё? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных.

  Беличья голова, пасть, шея, лапа; беличий нос, хвост, глаз, мех; беличье ухо, туловище; беличьи уши, глаза, лапы, когти, следы

 12. «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Слова: густой, сильный, ловкий,  трусливый, сытый, нападать, уснуть, схватить, бегом. (Густой – редкий).

 13. Многозначные слова. (Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными словами.) Подбор многозначных слов к слову ИГОЛКА (Иголка – у ежа, у сосны, у ели, у кактуса, шприца, для шитья)

 14. Прочитайте ребенку:

 РНС «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста»

 Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

 15. Разучите с ребенком стихотворение В.Пальчинскайте  «Есть у каждого свой дом»

 У лисы в лесу глухом

 Есть нора – надежный дом.

 Не страшны зимой метели

 Белочке в дупле на ели.

 Под кустами еж колючий

 Нагребает листья в кучу.

 Из ветвей, корней, коры

 Хатки делают бобры.

 Спит в берлоге косолапый,

 До весны сосет там лапу.

 Есть у каждого свой дом,

 Всем тепло, уютно в нем.

Тема занятия: Зимующие птицы.

  1. Выучить названия зимующих птиц: воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, сова, дятел, клёст, голубь.

       2. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Сова – ухает

Синица – тинькает

Голубь – воркует

Снегирь – свистит

  1. Дидактическая игра «Сосчитай птиц»

Один воробей, два воробья… пять воробьёв.

Одна ворона, две вороны... пять ворон.

  1. Дидактическая игра «Назови ласково»

Воробей – воробышек, воробьишко

Синица – синичка

Сова – совушка

Голубь – голубок

Снегирь – снегирёк

Ворона - воронушка

Острый клюв – остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

Короткий хвост – коротенький хвостик

Светлые перья – светленькие пёрышки

  1. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый (воробей)

Красногрудый, ленивый, малоподвижный (снегирь)

Желтогрудая, юркая, веселая, умная (синица)

Красноголовый, большой, умный, заботливый (дятел)

Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная (сова)

  1. Выучить физкультминутку

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят пёрышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека.

 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

 1. Дидактическая игра «Какой, какая?»

Ёлка какая? – зеленая, колючая, яркая, блестящая, нарядная…

Дед Мороз какой? – старый, добрый, бородатый, щедрый, веселый, умный…

Снегурочка какая? – молодая, красивая, веселая, добрая…

Настроение какое? – праздничное, веселое, озорное, задорное, новогоднее…

  2. Выучить физкультминутку:

Ждут красавицу колючую

В каждом доме в декабре.

На ветвях зажгут фонарики,

Искры брызнут в серебре.

Сразу станет в доме празднично,

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками –

Наступает Новый год!

 3. Образование родительного падежа существительных.

Без чего не может быть новогодний праздник?

Ответы детей:

Новогодний праздник не может быть без елочки, Деда Мороза, Снегурочки, подарков, песен, сюрпризов, гирлянд, улыбок, праздничного настроениия…

 4. Пересказ рассказа «ЁЛКА»

Папа принес домой ёлку. Ёлку поставили посреди комнаты. Миша и Ваня украсили ёлку разноцветными шарами, бусами и гирляндами. На самый верх прикрепили звезду. Ёлка стала нарядная и засверкала разноцветными огнями. Дети играли и веселились возле ёлки.

 Тема «ЗИМА»

 Дети должны знать:

- названия зимних месяцев;

- о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;

- что последний месяц года – декабрь;

- что в конце декабря бывает весёлый праздник – Новый год.

 

1. Дидактическая игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Снег – снежок

Мороз – морозец

Ветер –

Лед –

Зима –

Метель –

Холод –

Звезда –

Солнце –

День –

Ночь –

Санки –

 2. Подбери родственные слова

 Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегирь, снегоход…

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимые, зимующие…

Мороз – морозный, морозец, морозить, морозилка, мороженое, подмораживать, заморозки, Морозко…

Лёд – ледок, ледочек, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый, ледокол, подлёдный, ледоруб, ледянки…

 

3. Дидактическая игра «Какой, какая?». Подбор качественных прилагательных.

Снег – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, блестящий, падающий…

Зима – холодная, веселая, злая, суровая, морозная, вьюжная, длинная…

Снежинки – белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные…

 3. Дидактическая игра «Два, пять»

Снежинка – две снежинки, пять снежинок

Снеговик – два снеговика, пять снеговиков

Снегирь –

Снежок –

Шайба –

Клюшка –

Звезда –

День –

Ночь –

 4.  Дидактическая игра «А что вчера?». Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени.

Сегодня снег блестит, а вчера… (блестел)

Сегодня снег падает, а вчера…

Сегодня снег сверкает, а вчера…

Сегодня снег тает, а вчера…

Сегодня снег скрипит, а вчера…

Сегодня снег идет, а вчера…

 5. Выучить физкультминутку.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

v  Снег идет, снег идет,

Дворник улицу метет.

Мы катаемся на лыжах,

И встаем мы на коньки.

Мы катаемся на санках,

И играем мы в снежки!

 Тема занятия: НАШЕ ТЕЛО

 1. Какие части тела ты знаешь? (голова, шея, туловище, руки, ноги)

 2. Дидактическая игра «Большой –- маленький - огромный».

Нос – носик – носище

Глаз – глазик – глазище

Рот – ротик - ротище

Ухо – ушко – ушище

Нога – ножка - ножище

Живот – животик - животище

Палец – пальчик – пальчище

Коленка – коленочка – коленище

Локоть – локоток – локотище

Зуб – зубик – зубище

 3. Для чего человеку нужны все части тела?

 Для чего нужны руки 

Повару                                      -  готовить

Художнику                               - рисовать

Швее                                           - шить  

Бабушке                                      - вязать

Учителю                                     - писать

Ребенку                                     - играть

 Для чего нужны ноги

Футболисту                                - мяч гонять  

Балерине                                     - танцевать

Бегуну                                          - бегать

Пешеходу                                    - ходить

Фигуристу                                  - кататься

Прыгуну                                    - прыгать

 А для чего вам нужна шея?

 4. Какие части головы ты знаешь? (волосы, уши, лицо)

 5. Назови части лица (лоб, брови, глаза, нос, щеки, подбородок)

 6. Дидактическая игра «Назови ласково»

Голова – головка

Локоть – локоток

Шея – шейка…

 7. Назови действия

Глазами мы смотрим

Носом –

Ушами –

Ртом –

Руками –

Ногами –

Зубами –

 8. Назови лишнее слово (работа с родственными словами)

Кость – окостенеть – кисточка – костлявый

Рука – рученька – ручной – срочно – однорукий

Палец – палка – пальчик – пальцевой

Голова – головушка – голый – головастик

 9. Выучить физминутку
Мы руками - хлоп - хлоп – хлоп.
Мы ногами - топ - топ – топ.
Кулаками постучим,
Повернёмся и молчим (Рот закрыть рукой).
Левой ручкой - по плечу.
Правой ручкой - покручу.
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.

 Тема занятия: «Ягоды»

 1. Выучить названия ягод: клубника, земляника, малина, ежевика, крыжовник, шиповник, черная смородина, красная смородина, белая смородина, вишня, черешня, черника, клюква, облепиха, рябина, виноград.

 2. Дидактическая игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Клубника – клубничка

Черешня – черешенка…

 3. Дидактическая игра «Один – много». Образование существительных в родительном падеже множественного числа.

Крыжовник – много крыжовника

Виноград – много винограда…

 4. Дидактическая игра «Назови, какой, какая?» Образование относительных прилагательных.

Сок из клубники – клубничный сок

Сок из винограда – виноградный сок…

Варенье из малины – малиновое варенье

Варенье из вишни – вишневое варенье

Варенье из смородины – смородиновое варенье…

5. Назови, где растут ягоды:

На дереве растут: рябина, вишня, черешня, облепиха.

На кусте растут: смородина, ежевика, малина, крыжовник, шиповник.

В траве растут: клубника, земляника, черника, клюква.

 6. Выучить физкультминутку:

·                     Собирали мы в лесу ягодку малинку.

                        Я домой не донесу полную корзинку.

·                     Мы по лесу шли-шли шли,

Земляничку нашли.

Сели, поели и дальше пошли.

 7. Выучить песню:

По малину в сад пойдем, 
В сад пойдем, в сад пойдем, 
Много ягод наберем,

Наберем, наберем.

Припев: 
Солнышко на дворе, 
А в саду тропинка. 
Сладкая ты моя, 
Ягодка-малинка! 

Ты, малинка, не в роток, 
Не в роток, не в роток, - 
Насыпайся в кузовок, 
В кузовок, в кузовок. 

Припев. 
Как малины наберем, 
Наберем, наберем, 
Пирогов мы напечем, 
Напечем, напечем. 

Припев. 
Пирогов мы напечем, 
Напечем, напечем. 
Всех соседей позовем, 
Позовем, позовем! 

Припев.

Тема занятия: «Буква Н, звуки Н,Н’»

 1. Назови слова, которые начинаются с буквы Н.

 2. Выучить песенки:

НА – НО – НУ – НЫ – НЭ

НЯ – НЁ – НЮ – НИ – НЕ

 

3. Прочитай слоги:

АН – НА

УН - НУ

ОН – НО

ИН - НИ

 Назови слова, которые начинаются с этих слогов.

 4. Произнеси чистоговорки:

На-на-на — звезда видна

На-на-на – кошка у окна

Ну-ну-ну – саночки тяну

Не-не-не — ваза на окне

На-на-на - в лесу сосна

Но-но-но - в комнате темно

Но-но-но — мы идем в кино

Ня-ня-ня — отыщи меня

 

Общие правила зачисления детей в логопедическую группу

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Речью ребёнок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми; правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости в школе.

Ежегодно в феврале – марте в нашем дошкольном учреждении проводится психолого-педагогическое и логопедическое обследования детей 4-5 лет. В период с апреля по май детей, имеющих нарушения речи представляют на Областную психолого - медико педагогическую комиссию, которая и дает окончательное заключение на основавнии которого и происходит зачисление в группу комппенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель этого обследования: выявление детей с тяжелыми нарушениями речи, определение структуры и степени выраженности имеющегося дефекта,

В группу принимают детей с нормальным слухом и нормальным интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой стороны, то есть нарушение звукопроизношения. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия, некоторое отставание лексико-грамматического развития, иногда нарушена слоговая структура слов.

Детей зачисляют в группу с первого сентября, сроком на 1-2 года по заключению областной психолого - медико - педагогической комисси.

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok