муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №81"

г.Курск, ул.Серегина, дом 19а

 

Готовность к школе

Здравствуйте, родители будущих первоклассников! Скоро Ваш ребенок пойдет в первый класс. Это важное событие в жизни ребенка, но оно не менее важно и для Вас. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от вашего поведения, и в ваших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе — это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению. В школе ученику придется работать на уроке, сосредоточенно заниматься в течение 35 минут. Это нелегко.

Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать. Детьми до школы цифры и буквы воспринимаются как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес.

А для чего же школа, как не для того чтобы научить ребенка читать, писать, считать? Что он будет делать в первом классе? Скучать? Баловаться? Терпеть?

Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» — развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении — развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения и др.

Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от него.

Также очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, то есть готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы. К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания данному компоненту.

Содержательная сложность отмеченной проблемы заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализированно, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно — школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное.

Советы психолога

           Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Встречайте ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?», «Что нового ты узнал?», «Что тебя удивило?» и т.п. Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка.

           Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.

           Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.

            Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.

           С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением.

           Соизмеряйте свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

           Помните- ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все!

Рекомендации родителям. Как пробудить у ребенка интерес к чтению.

1.        Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книжки, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в Вашей игре Колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой.

2.        Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

3.        Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, если Вы несете гостинцы бабушке, как Красная Шапочка. С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами или мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в кино-или телеверсии с книгой, а что - нет, что бы Вы добавили в фильм, с чем не согласны.

4.        Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав « Мойдодыра», умывайте своего малыша, приговаривая: «Моем, моем трубочиста чисто- чисто, чисто- чисто». Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это украсит и обогатит речь Вашего ребенка. Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым для него. Кроме того, они способствуют развитию его воображения и речи.

5.        Если ребенок умеет читать, заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую- либо книгу и читайте ее понемногу каждый вечер. Маленькому ребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух или по очереди. Таким образом можно читать и художественную литературу. Если ребенок категорически отказывается читать что-либо дополнительно, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется. Например, если он интересуется динозаврами - читайте о динозаврах.

6.        Если ребенок вошел во вкус совместного вечернего чтения, но никак не хочет читать сам, пойдите на маленькую хитрость. Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребенку прочесть книгу дальше, а потом Вам рассказать, что произошло. Но не злоупотребляйте своей « занятостью» -ребенок может понять, что таким образом Вы пытаетесь заставить его читать. Пусть лучше ребенок читает вместе с Вами, чем вообще ничего не читает. Кроме того, совместное чтение- это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие Вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

7.        Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонациям и содержанию. Учите ребенка пересказывать, обсуждать содержание, задавайте вопросы.

8.        Не перегружайте ребенка ежедневным чтением вслух - по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, у второклассника 10- 15 минут.

9.        Чтобы чтение не воспринималось ребенком как наказание, никогда не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи. Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот. Особенно настойчиво психологи рекомендуют родителям не « соревноваться» с телевидением в выборе времени для чтения. Не заставляйте ребенка читать вместо просмотра любимой телепрограммы, для чтения должно быть выделено специальное время.

10.    Никогда не отговаривайте ребенка от чтения той или иной книги, если он уже заинтересовался ею. Читать что-то все же лучше, чем ничего. Но сами предлагайте ребенку только качественную литературу ( как по оформлению, так и по содержанию). Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», детективами, которых сейчас в избытке на прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании таких книг.

11.    Приучайте ребенка бережно относиться к книгам. Вандализм по отношению к книгам в течение первых лет жизни ребенка неизбежен. Но первоклассник должен понимать, что писать в книгах, вырывать страницы, бросать их как попало неприемлемо.

12.    Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события - усложнение материала должно происходить постепенно. Если Вы видите, что предложенная книга для ребенка слишком трудна или не интересна, не настаивайте. Отложите ее на время. Но не пропустите момент, когда ребенок начинает « вырастать» из определенного типа книжек.

13.    Научите ребенка пользоваться библиотекой. Для начала запишитесь вместе в школьную или районную, вместе выбирайте книги.

14.    Сделайте поход в книжный магазин с ребенком приятным событием. Не следует делать покупки в спешке, например, если срочно понадобилось что-то для уроков в школе. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг Вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.

Поступающий в школу ребенок должен:

1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.

2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т. д.

3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений. (Есть большое количество школ, при поступлении в которые данный навык необязателен, но очень желателен).

4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».

5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,..., 20; 20, 19, ..., 1).

6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.

7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».

8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят».

9. Находить сходство и различия между предметами:

— что общего между морковкой и картошкой?

— они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.;

— а чем они отличаются друг от друга?

— отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.

10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.).

11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.

12. Запомнить 5—7 из 10 четко названных простых слов.

13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.

14. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.

15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше — обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше — корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш — теленок. А у лошади?».

16. Знать 10—12 основных цветов.

17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).

Рекомендации психолога.

Избегайте чрезмерных требований.Не спрашивайте с ребенка всё и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам — запастись терпением и помочь ребенку.

Право на ошибку.Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибиться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже совсем крошечный успех.

Не думайте за ребенка.Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.

Не пропустите первые трудности.Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Устраивайте праздники.Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, поскольку инструкция читается только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, ответить: «Необходимо сделать так, как понял (ла)». Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задачу.

Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, круг». Малыш называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик. Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумывая аналогичные задачи.

Игра на развитие памяти

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности

«Как это можно использовать?». Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования любого предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а малыш придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и так далее.

Тест «Нелепости» - для оценки образно-логического мышления

Покажите малышу картинку, на которой нарисованы разные нелепости и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите ребенка объяснить, что именно неправильно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 мин. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Ссылки:

http://wm-changer.ru/razwitie/2120-sovety-roditelyam-po-podgotovke-rebenka-k-shkole.html

http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/gotovnost-rebenka-k-shkole-0

http://школа2001.рф/admission/future_of_first_grade/tips_psychologist

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ раздел "Сведения об образовательной организации"

propal rebenok